Клубы Турниры Тренеры Специалисты Организаторы Фотогалерея Контакты Главная  енн сные к  бы    н  ы Иг ок   ене ы   ец    сты О г н   то ы Фотог  е ея    г  вн ю Конт кты  енн сные к  бы    н  ы Иг ок   ене ы   ец    сты О г н   то ы Фотог  е ея    г  вн ю Конт кты Теннисные клубы Турниры Игроки Тренеры Специалисты Организаторы Фотогалерея Форум Контакты На главную Теннисные клубы Турниры Игроки Тренеры Специалисты Организаторы Фотогалерея Контакты Форум На главную
 
ТРАВА УИМБЛДОНА
Вопрос: Вячеслав Федорович, знаю, что Уимблдон – ваш любимый турнир. И мой тоже. Не могли бы Вы рассказать об Уимблдоне чего-нибудь этакого?.. – спрашивает Таня Добрецова из г. Кургана.

Ответ: Дело в том, что в свое время я опубликовал об Уимблдоне текст, который сам перечитываю не без любопытства. Смею надеяться, что он хоть как-то удовлетворит если не всех интересующихся Уимблдоном, то хотя бы некоторых.

ТРАВА УИМБЛДОНА

Мне довелось быть аккредитованным в пресс-центре великого турнира в 1994-98 гг., 2002 и 2004 гг. По законам жанра, спортивные репортажи требуют от автора жесткой избирательности, конкретики и экономности. И немудрено, что за рамками газетных репортажей остается немало весьма и весьма любопытного и занимательного.

Немногие знают, что Уимблдон - это название деревушки, которая некогда стояла на этом месте и от которой не осталось ничего, кроме упоминаний в древних исторических документах. Во второй половине ХIХ века Уимблдон представлял из себя дальнюю окраину столицы Британии, что-то вроде таких дачных пригородов Петербурга, как Лахта и Ольгино. Ныне Уимблдон - один из самых дорогих и престижных жилых районов, расположенный в южной части Лондона и застроенный двух- и трех-этажными особняками. И что характерно - удивляет не только чистота, ухоженность, обилие зелени и цветов вокруг, но и то, что великолепные особняки и виллы стоят, как правило, за высокими каменными заборами.

Большинство spectators (болельщики, зрители) теннисного турнира предпочитает добираться в Уимблдон на метро. От центра Лондона это занимает едва ли минут тридцать. И что тоже любопытно - одна часть публики выходит на станции Southfields, а другая - на двух следующих: Wimbledon park и Wimbledon. Объясняется это тем, что первые уже имеют на руках билеты на стадион, а вторым еще придется постоять в двух знаменитых очередях, которые растягиваются в первые дни более, чем на милю, и берут начало - одна в Уимблдонском парке, а другая - недалеко от станции “Уимблдон”.

Но самое любопытное в этом - не длинные очереди, не десятки и сотни фанов, ночующих под забором стадиона и занимающих очередь с вечера, а все-таки - спекулянты, у которых вы если и не запросто, но все же можете купить не только входные билеты, но и билеты на любой из четырех “шоу”-кортов (2-й, 3-й, 13-й и 14-й), Первый корт и даже на святая святых - Центральный корт, где обычно и происходит все самое интересное. Причем это отнюдь не банальные спекулянты, с которыми мы привыкли иметь дело в Отечестве вблизи театров и стадионов. Как правило, это зрелые, прилично одетые и интеллигентные на вид мужчины, тонко и безошибочно угадывающие в прохожем истинного клиента, а не праздно любопытствующего или хуже того - “провокатора”. Дело в том, что спекуляция билетами на турнир жестко преследуется и карается самым нешуточным образом, и для этого создаются летучие наряды “копов”, переодетые в гражданское. Опытному и умелому спекулянту, похоже, достаточно беглого взгляда, чтобы “расшифровать” любого, кто обращается, и если он заподозрит неладное, то ответ будет примерно таким: “Извините, любезный, я не продаю билеты в Уимблдон, а... покупаю.” И ведь действительно может купить, если ваша цена будет приемлемой и выгодной для дальнейшей перепродажи.

Пикантность всей этой проблемы заключается еще и в том, что все билеты на полуфинальные и финальные матчи Уимблдонского турнира не продаются, а распределяются организаторами по специальным заявкам и указаниям. Система этого распределения держится в строжайшем секрете, и можно только догадываться о ее сложности, деликатности и запутанности, когда видишь, кто заполняет трибуны Центрального корта в дни главных матчей. Впечатление такое, что укажи пальцем на любого, и этот любой непременно окажется популярным госдеятелем. Или знаменитым дипломатом. Или крупным бизнесменом. Или звездой какого-нибудь из искусств. Или всемирно известным ученым.

Впрочем, это вовсе не значит, что на Центральном корте не может появиться “непонятно кто”. И появляются, причем в количествах, которые всерьез беспокоят организаторов. И тут возникает еще одна проблема, о которой чуть позже.

Теннисного человека, впервые оказавшегося в Уимблдоне, поражает многое, но едва ли не более всего - травяной газон, но котором, собственно, все и происходит. Первая мысль, когда ступаешь ногами, всматриваешься, трогаешь пальцами, нюхаешь - быть такого не может! Напоминает асфальт, проросший густым коротко стриженным зеленым ежиком. И сразу вспоминается анекдот о русском купце, которому объяснили, что иметь такой газон где-нибудь в Вологодской губернии - не проблема. Надо вскопать землю, посеять траву и поливать каждодневно утром и вечером. И так - в течение трехсот лет...

Все правильно. Но мало кто знает, что газон в Уимблдоне - это смесь трав: 1/2 - рожь (troubadour), 1/4 - овсяница обыкновенная и 1/4 - овсяница красная стелющаяся. Что самое важное и существенное - не уход, не режим поливки, не возраст газона, а, как это ни странно, почва, точнее, главная ее составляющая - уникальный торф, который создается природой лишь в Англии.

У большинства поклонников тенниса Уимблдон прочно ассоциируется с известным лакомством - клубникой со сливками. Уже ни для кого не секрет, что знаменитая клубника поставляется в Уимблдон из графства Кент. Что собирается она по ночам, тщательно перебирается и продается на турнире исключительно свежей. Именно этим объясняется ее заманчивый и аппетитный вид, щекочущий ноздри аромат и вкус, который сопровождается непроизвольным чмоканьем губ, закатыванием глаз и сладостным постаныванием.
И все же, смею заверить, что “клубника со сливками” - это самый простой и, пожалуй, единственно доступный вариант лакомства для широкой публики. Стаканчики с такой клубникой продаются в Уимблдоне на каждом углу и очередь к лоткам не иссякает во все дни турнира.

Для меня было большой новостью и открытием, что за многочисленными “закрытыми” дверями (как правило, это рестораны и ресторанчики для особо почетных гостей и членов Уимблдонского клуба и т.д.) предпочтение отдается не традиционным ягодкам, политым густыми сливками, а, к примеру, клубнике в вафельной корзиночке, разрезанной на половинки и политой клубничным сиропом. Или тем же ягодам, но застывшим в желе. Или, по-моему, самый писк - когда ягоды подаются в хрустальном бокале со взбитыми сливками и шоколадной крошкой.

Весьма любопытной публикой в Уимблдоне считаются журналисты. На турнире их около тысячи, и все они имеют одну из трех видов аккредитации - “Rover”, “9 days” и “Center court”.

К последней категории относятся те, кого можно смело назвать элитой теннисной журналистики. Как правило, эти господа представляют в Уимблдоне всемирно известные газеты, издания и агенства и обладают правом беспрепятственного прохода на трибуны Центрального и Первого корта в дни полуфинальных и финальных поединков. Всем остальным журналистам приходится обращаться за этим правом к руководителю пресс-центра, который отличается в этом деликатном вопросе редкой разборчивостью и отдает предпочтение тем, кто действительно работает на турнире, а не просто “тусуется”. Уверен, лично мне удавалось распологать к себе “начальников“ пресс-службы лишь тем, что я постоянно “отчитывался” перед ним копиями своих опубликованных репортажей.

Безусловно, самая колоритная фигура среди пишущей братии - американец Бад Коллинз. Этот человек на протяжении многих десятков лет восхищает теннисный мир не столько экстравагантным видом, раскованностью в манерах и неподражаемой улыбкой, сколько радио- и телерепортажами, которыми заслушиваются и засматриваются во всех теннисных уголках планеты. Статьями в самых престижных газетах и журналах, которыми зачитываются. Книгами, которые действительно являются настольными. К слову, трудно представить творчество иных наших бойких теннисных историков, которые старательно переписывают свои тексты из “Modern Encyclopedia of Tennis” Бада Коллинза, и не утруждают себя при этом ссылками на первоисточник.

Явный интерес в пресс-центре вызывает и другой американец, обладающий неприметными внешностью и поведением. Лишь глаза, которые, создается впечатление, не смотрят на вас, а просвечивают, выдают в Роланде Карлштедте незаурядного человека. В свое время Карлштедт входил в сотню луших игроков АТП-тура, но прославился в конце концов не на корте, а за письменным столом. Он автор одной из самых популярных ныне теннисных книг под названием “Психологический тренинг”. Я беседовал с Роландом Карлштедтем тет-а-тет и понял, что одна из ключевых проблем в современном теннисе - это то, что игроки в своих командах не имеют наравне с личными тренерами личных психологов. И причина тут отнюдь не в теннисистах, а в их наставниках, которые ведут отчаянную борьбу за исключительное влияние на своих подопечных с кем бы то ни было.

Всегда приятно наблюдать в Уимблдоне знакомое лицо, хотя бы и издалека. В Питере Валерий Лутков, в прошлом неплохой теннисист, известен ныне как спортивный судья №1 в России. Отличное знание английского помогло Валерию в свое время сдать экзамен на судью международной категории и получить “Белый” значок. Теперь у питерца “Золотой” значок, и он занимается обслуживанием теннисных состязаний как профессионал. К слову, труд судьи в теннисе вполне достойно оплачивается, и это несколько сглаживает издержки профессии. Быть рефери в теннисе - занятие не только нервное и мало благодарное, но и опасное. Однажды великий швед Стефан Эдберг, подавая, угодил мячом судье прямо в висок, и тот через несколько часов умер. В 1995-м году жена американца Джефа Таранго влепила судье на вышке французу Ребю такую затрещину, что эхо от нее разлетелось не только по Уимблдону, но и по всему теннисному миру. К этому можно добавить, что многие игроки и специалисты убеждены - в теннисе орудует судейская мафия, и бороться с ней также трудно, сложно и рискованно, как и вообще с любой мафией.

Объясняя свое неудачное выступления на одном из Уимблдонов некогда 1-я ракетка Мира Моника Селеш, в частности, жаловалась на “несерьезное” отношение организаторов турнира к проблеме личной безопасности звезд. Дело в том, что в Уимблдоне из-за ограниченности территории довольно-таки тесно, и игрокам приходится двигаться по стадиону, буквально рассекая толпу. Мало того в роли “секьюрити” очень часто выступают не традиционные “шкафы” с квадратными плечами, толстыми шеями и бычьми глазками, а миниатюрные, хрупкие и симпатичные девушки.

Известно, англичане отличаются от других народов в первую очередь тем, что терпеть не могут что-то менять. Всякие перемены однозначно рассматриваются как покушение на традиции. И тем не менее пространство, где раньше в Уимблдоне была “Picnic area” (“Лужайка для пикников”), нынче высится грандиозный Первый корт с трибунами, на которых свободно размещаются 11 тысяч зрителей...

В Уимблдоне-96 произошел случай, который очевидцы единодушно назвали “самым драматичным курьезом” во всю более чем столетнюю историю турнира. На Центральном корте, на глазах изумленной публики, из-под тента, который защищает корт от дождя, был извлечен “живой труп”. Им оказался потерявший сознание рабочий из команды, что растаскивает тент по корту едва начинает капать. Делается это вручную, при большой спешке и все же... Ладно хоть кто-то вовремя спохватился, иначе все могло закончиться самой настоящей трагедией.

Сколько раз мне доводилось бывать в Уимблдоне, столько раз я встречал там голландца Тома Оккера, который в 1968 году проиграл в финале чемпионата США американцу Артуру Ашу. Памятным это давнее событие оказалось сразу по нескольким причинам. Во-первых, именно с 68-го года чемпионат США называется “Открытым”, потому что к состязаниям за почетный титул были допущены как “amateurs” (“любители”), так и “pros” (“профессионалы”). Во-вторых, “профи” Том Оккер, как это теперь ни странно звучит, за поражение в финале получил первый денежный приз в сумме $14 000, а “любитель” Аш за победу не получил ничего, кроме $28 долларов “суточных” от USTA (Всеамериканская теннисная ассоциация). В-третьих, Артур Аш тогда стал первым темнокожим чемпионом в истории Америки.

У всех, кто оказывается в Уимблдоне, возникает естественное желание сфотографироваться на память. Сведущие утверждают, что девянсто девять поклонников тенниса из ста предпочитают снимок на фоне пямятника Фреду Перри. Этот джентльмен был трижды (1934-36 г.г.) увенчан короной чемпиона Уимблдона и до самой смерти (зимой 95-го) почитался как живая легенда английского тенниса и национальный герой. Любопытно, что бронзовый Перри появился у входа в “старый“ пресс-центр при жизни великого игрока. Это произошло летом 84-го, когда отмечалось 50-летие его первой победы в Уимблдоне, и инициатором сооружения памятника был президет клуба герцог Кентский.

И последнее. Однажды накануне финала я побывал в центре Лондона, где встречался с художником Николаем Анейчеком. Этот бывший петербуржец живет в британской столице и зарабатывает на жизнь тем, что рисует шаржи на Leicester Square, площади, которая среди туристов едва ли не популярнее, чем Трафальгарская. Так вот, Николай заверил меня, что купить билет на Центральный корт здесь, на площади, также легко, как и все остальное. Главное, чтобы вас не смутила цена. К примеру, билет на финальный матч 1996-го года предлагался аж за три с половиной тысячи фунтов...

Согласитесь, буквально фантастические деньги, если учесть, что официальная цена на финал не превышала тогда пятидесяти фунтов. Но самое любопытное в том, что в руки спекулянтов эти билеты, по слухам, попадают через господ, которые являются действительными членами Уимблдонского клуба и которые получают их бесплатно, но с надписью “Без права передачи”. Впрочем, это мало кого удерживает от соблазна легко подзаработать. Ведь, по признанию самих членов клуба, за один Уимблдонский турнир можно сколотит кругленькую сумму, которой вполне хватит на собственный домик с небольшим садом.

Но если честно, во все это верится с трудом, когда сталкиваешься с членами Уимблдонского клуба лицом к лицу. Все они как на подбор - солидные, породистые благообразные и узнаются проще простого - по клубному галстуку, темно-зеленому с поперечными фиолетовыми полосками.

Слава Шориков,
Ольгино

Комментарии (4)

1.   Людвиг Аристархович.  23-06-2009 18:29.
Не отпускай меня, зачотная трава!

2.   антикойпыш.  25-06-2009 10:42.
А почему Вы-уважаемый редактор-ни разу не упомянули об успехе итерской теннисистки Регины Куликовой,воспитанницы лучшего детского тренера города(трагически погибшего )Сергея Дмитриевича Максимова.Ведь она успешно пршла квал.и уже два круга основы?

3.   Теннис.  29-06-2009 13:03.
А почему сама Регина ни разу ни в одном интервью не упомянула о нем???

4.   Аристарх Людвигович.  29-06-2009 14:00.
А потому, что девушки-теннисистки наредкость неблагодарны. Вспомните, как Мыскина относилась к покойному Святославу Мирзе, который, извините, и сделал из нее большого игрока.

МАСТЕР-КЛАСС ОТ ЮЛИИ БЛЮМ.  24-10-2018 07:15.
МАСТЕР-КЛАСС ОТ ЮЛИИ БЛЮМ В СК «РАЗЛИВ» (спортивный директор Михаил Шилов, владелец Леонид Васильев) в рамках реализации на берегах Невы нового теннисного проекта YOUZHNY TEAM, о презентации ...  далее >>>
СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО ТЕННИСНОГО ПРОЕКТА.  09-10-2018 06:02.
СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО ТЕННИСНОГО ПРОЕКТА В СК «Разлив» состоялась встреча выдающегося российского теннисиста Михаила Южного, совсем недавно завершившего карьеру профессионального игр ...  далее >>>
«Летние сборы в Ницце – теннисный рай для детей, родителей и тренеров».  13-09-2018 10:51.
В этот раз в качестве отчёта о сборах, которые были организованы и проведены нынешним летом теннисной школой «Северо-Запад», позволю себе опубликовать вступление и собственно интервью с Артёмом ...  далее >>>
 Будем признательны за все замечания и предложения по работе сайта.
 Разместим рекламу на льготных и взаимно интересных условиях.
 Использование текстов и фотографий сайта tennis-piter.ru только с письменного разрешения
 Адрес для контактов: shorikoff@list.ru
[AD]
© Copyright Рушан Насибулин, Вячеслав Шориков 
Идея и дизайн - Вячеслав Шориков 
Программирование - Андрей Лобанов 
Все права защищены